Большинство россиян ждут от государства субсидирования ж/д перевозок
24 октября 2012 года

Субсидирование железнодорожных перевозок должно сохраниться, считает более 90% россиян, при этом более трети опрошенных даже при повышении цен не откажутся от электричек, следует из опубликованного в среду опроса ВЦИОМ.

Минфин РФ предлагает в 2013 году сократить субсидии для поддержки пассажирского железнодорожного сообщения до 40 миллиардов рублей, а в 2015 году - до 22 миллиардов рублей. Железнодорожники предупреждают, что это может привести к более чем 20-процентому росту тарифов и сокращению каждого третьего поезда в дальнем следовании. При этом по плацкарте рост цен может составить до 60%. Государство ранее ежегодно выделяло субсидии для поддержки пассажирского комплекса. В частности около 30 миллиардов рублей выделяется на поддержку плацкарта и общих вагонов, где власти устанавливают уровень тарифов ниже экономически обоснованного. Для поддержки пригородного сообщения начиная с 2011 года выделяется по 25 миллиардов рублей.

Согласно результатам опроса, половина россиян совершала поездки на железнодорожном транспорте за последние два года (49%), электричками пользовались 31% россиян, а поездами дальнего следования - 19%, при этом среди пользователей железнодорожного транспорта приемлемыми цены на электричках считают 46%, на поездах дальнего следования - 38% респондентов.

"Подавляющее большинство россиян (91%) придерживается мнения о том, что государство должно субсидировать железнодорожные перевозки - то есть выделять железнодорожным компаниям средства из бюджета", - говорится в результатах опроса.

В том числе половина опрошенных (52%) считает, что субсидии должны предоставляться для всех категорий граждан (вне зависимости от их возраста и уровня социальной защищенности).

"Ключевым фактором отказа от поездок железнодорожным транспортом для их пользователей является стоимость билетов (64% готовы отказаться от железнодорожного транспорта в пользу более дешевого)", - отмечается в материалах ВЦИОМ.

Второе немаловажное условие выбора другого вида транспорта - скорость поездки (30% выбрали бы более быстрый вариант). Также в тройке значимых причин отказа от поездов безопасность (22% опрошенных предпочли бы путешествовать более безопасным способом). Участники опроса указывали также такие возможные условия отказа от использования железной дороги как более комфортабельные виды транспорта (15%), более удобная сеть маршрутов (10%), более удобное расписание (8%) и другие.

На данный момент стоимость проезда на железнодорожном транспорте оценивается текущими пользователями как приемлемая или скорее приемлемая. Об этом сообщили 46% пользователей пригородного сообщения и 38% пользователей междугороднего сообщения.

Ни при каких условиях не готовы отказаться от использования железнодорожного транспорта 39% россиян. Еще 36% опрошенных выбрали бы другой вариант транспорта только при определенных условиях.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 13-14 октября. Опрошено 1,6 тысячи человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.