Приход исламистов к власти в Египте может сказаться на потоке туристов - депутат
24 июня 2012 года

Приход к власти в Египте кандидата от "Братьев-мусульман" едва ли существенно повлияет на российско-египетские отношениях на государственном уровне, но может ударить по потоку российских туристов, а следовательно по египетской экономике, считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов.

Кандидат от ассоциации "Братья-мусульмане" Мухаммед Мурси победил на первых после свержения Хосни Мубарака выборах главы государства в Египте - за Мурси проголосовали 13,23 миллиона избирателей, что составило 51,7% от общего числа проголосовавших. Его соперник - генерал ВВС и экс-премьер Ахмед Шафик - набрал 12,35 миллиона голосов, или 48,3%. Избранный президент практически сразу после этого покинул ряды ассоциации "Братья-мусульмане" и политического крыла "Братьев" - Партии свободы и справедливости, выполнив таким образом свое программное обещание стать "президентом для всех египтян".

"Межгосударственные отношения между Россией и Египтом в значительной степени вряд ли могут пострадать, по крайней мере, мы на это надеемся, и есть причины, по которым так можно думать", - сказал Климов .

Парламентарий полагает, что поворот Египта в сторону радикальных исламских ценностей может сказаться и на потоке российских туристов, который в свою очередь всегда оказывал существенное положительное влияние на экономику страны.

"Что касается потока российских туристов в Египет, то при применении программных установок "Братьев-мусульман" не каждый российский гражданин захочет путешествовать в эту страну. И это конечно отразится на обороте, потому что наш туристический поток влиял на экономику египетскую, это несомненно", - сказал Климов.

Он отметил, что приход "Братьев мусульман" к власти в Египте происходит на фоне общей радикализации, которая продолжается на севере Африки в районе Ближнего Востока.

По его словам, те силы, которые делают ставку не на светское государство, а на государство, управляемое по сугубо исламским, каноническим законам, празднуют победу.

"Победа представителя "Братьев-мусульман" воспринимается многими силами в этом регионе как их общая победа", - сказал Климов.

В новой ситуации перед политическими и экономическими партнерами Египта возникает вопрос, куда пойдет эта страна, сказал он.

"Если это будет не просто победа одного из политических деятелей, а победа исламских фундаменталистов, то, конечно, весь этот большой регион может повернуть и пойти по совершенно другому пути, опасному пути. Чем-то мне это напоминает ситуацию, которая была в конце 70-х годов в связи с иранскими событиями, когда светская монархическая власть сменилась революционной фундаменталистской властью исламского толка, и многие десятилетия Иран играл ту роль, которая не сильно воспринимается как позитивная и конструктивная, а многими - как опасная", - сказал Климов.

По его словам, если держать в голове недавнюю историю Ирана, то можно сказать, что события в Египте "подают достаточно серьезный сигнал".

"То, что будут изменения отношений с традиционными западными демократиями - это скорее всего будет. И то, что для туристического бизнеса могут настать другие времена - для этого тоже есть признаки, они очевидны", - сказал он.

По словам парламентария, остается открытым вопрос взаимоотношений Египта и Израиля. Вопрос этих отношений будет "определять во многом ближневосточную политическую кухню".

"И тут еще может много возникнуть неожиданностей. Но то, что напряженность там возрастет, мне кажется, достаточно очевидно всем. И то, как это будет развиваться и корреспондироваться с поведением других крупных игроков в этом регионе, таких как Саудовская Аравия - это тоже предстоит проанализировать. Сейчас на этой большой мировой шахматной доске произошло существенное изменение фигур", - сказал депутат-международник.

При этом он отметил, что на развитие внутриполитической ситуации в Египте существенное влияние оказывает еще один фактор - позиция и действия египетских военных, которые еще могут сыграть свою роль в политической жизни страны.

Египетские военные, по его словам, сейчас сделали "шаг назад" - "они возможно размышляли над тем, вмешиваться или нет, возможно, посчитали, что их сил не хватит, чтобы блокировать возможное новое восстание, но это не означает, что военные сейчас полностью отказываются от влияния на политический процесс".

"Мне кажется, что они сейчас решают как им лучше перегруппировать свои силы, чтобы сдерживать возможные изменения египетского режима и устоять в новой политической конфигурации", - сказал Климов.