РСТ будет настаивать на отмене новых финских правил погранконтроля для российских туристов
18 апреля 2012 года

Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ), директор северо-западного регионального отделения РСТ Сергей Корнеев полагает, что вступающие в силу с 1 мая новые правила пограничного контроля для пассажиров паромов, прибывающих в Хельсинки, экономически невыгодны, прежде всего, для финской стороны и других стран захода паромных линий и должны быть отменены.

У жителей Петербурга и Северо-Запада России популярностью пользуются круизы на паромах "Принцесса Мария" и "Принцесса Анастасия" из города на Неве в страны Балтийского моря - Финляндию, Швецию и Эстонию. Подобные туры все чаще покупают и туристы из других регионов России, которые таким образом могут совместить посещение северной столицы с интересной поездкой в балтийские страны.

Но с 1 мая, согласно информации, полученной от пограничной службы Финляндии, российские граждане, прибывшие в Хельсинки на балтийских паромах и имеющие однократную визу, не смогут сходить на берег в портах захода в других балтийских странах по программе круиза - Стокгольме и Таллинне. Это связано с тем, что в Хельсинки перед возвращением на корабль пассажиры теперь будут получать штамп о выезде из шенгенской зоны. Фактически это означает, что полноценно воспользоваться круизом на пароме будет можно, только имея шенгенскую мультивизу.

По мнению вице-президента РСТ, подобные нововведения, которые могут привести к снижению числа российских пользователей этого турпродукта, "просто неэтичны".

"Российская Федерация, в свою очередь, сделала, наверное, уже достаточно много, чтобы упростить визовые формальности, прежде всего, для граждан Финляндии, но и шенгенского соглашения и Европейского союза в целом", - отметил Корнеев.

Он напомнил, в частности, что в 2009 году иностранные граждане получили возможность безвизового посещения на паромах российских портов на 72 часа. Еще раньше такой статус был предоставлен иностранным круизным пассажирам.

"Россия идет навстречу иностранным, в том числе финским, туристам всеми возможными способами. Процедура получения виз в этих случаях не просто упрощается, а полностью отменяется, делается многое другое. Россия не раз заявляла, что мы готовы вообще к отмене виз, но мы хотим и получать что-то взаимное, встречный шаг. А здесь вместо встречного шага - шаг назад", - заметил вице-президент РСТ.

Он также добавил, что не вполне понятно, на какие нормативные акты опирается финская сторона, вводя эти правила.

"Есть единственный нормативный акт - визовый кодекс шенгенского союза, который обязателен для всех стран, входящих в шенген. На эту тему, насколько я знаю, там ничего не говорится, и каких-то специальных оговорок, связанных с такой ситуацией, нет", - сказал Корнеев, который является не только экспертом в области туризма, но и юристом-международником.

При этом он отметил, что подобная "перестраховка" финской стороны абсолютно безосновательна, ведь по правилам, установленным на паромах, все пассажиры проходят обязательную электронную регистрацию.

"Все пассажиры, даже если они не выходят в Хельсинки, все равно выходят на паспортный контроль и проходят его - есть обязательные требования паромов, за (нарушения) которых предусмотрен очень серьезный штраф - 3 тысячи евро", - сказал Корнеев.

Однако, по его мнению, главное, что подобные действия финских пограничников противоречат экономическим интересам самой Финляндии, которая неоднократно говорила на всех уровнях о необходимости притока российских туристов.

"Мы знаем, по их же статистике, что российские туристы только в прошлом году оставили в Финляндии более 1 миллиарда евро, и это только по возвратам tax free, это не считая ресторанов и кафе и каких-то иных трат на территории Финляндии. Вот такое странное противоречие", - сказал Корнеев.

Он заявил, что власти стран, куда заходят эти паромы, - Финляндии, Швеции и Эстонии, - должны попытаться урегулировать эту ситуацию.

"Очень правильны сейчас действия нашего губернатора, господина Полтавченко, который на встрече в Хельсинки поднял этот вопрос. Он должен решаться на уровне экономическом, политическом, а не на уровне каких-то опасений пограничной службы", - сказал директор регионального отделения РСТ.

По его словам, министерство иностранных дел РФ в курсе этой ситуации и "ведет соответствующие переговоры". При этом Корнеев отметил, что если этот вопрос не разрешится, то РСТ будет обращаться в Еврокомиссию, а также за поддержкой к финским, шведским и эстонским туристическим ассоциациям.

"Вся Европа говорит на самых высоких уровнях, что туризм растет и что одним из главных доноров туристов по прибытию в ЕС является Россия", - заключил он.