Клиенты "Ланта-тур", недовольные размером компенсации, хотят получить деньги с агентств
20 апреля 2012 года

Саратовские клиенты туроператора "Ланта-тур вояж", получившие 51% стоимости пропавшего тура от страховщика, подают в суд иски к местным турагентствам, через которые они покупали свои поездки, сообщает в пятницу портал Ассоциации туроператоров России (АТОР).

"Ланта-тур", один из старейших российских туроператоров, прекратил работу 27 января после отказа одного из его основных кредиторов предоставить кредит из-за неудовлетворительного финансового состояния компании. Финансовая ответственность туроператора была застрахована на 100 миллионов рублей в компании "Ингосстрах". Туристы, чьи поездки не состоялись, подали в страховую компанию требований о компенсации на сумму почти 192,8 миллиона рублей, что вдвое превысило сумму страхового покрытия. "Ингосстрах" принял решение выплачивать компенсации пострадавшим туристам пропорционально, из расчета 51% от стоимости пропавших туров.

"Наши туристы уже получили компенсацию в 51% от стоимости тура. После этого они повторно обратились в "Ингосстрах" с вопросом о возможности взыскания полной стоимости. В страховой компании посоветовали подавать в суд на агентство. Такой ответ страховщика туристов устроил, и они принялись за сбор оригиналов документов. Подобный случай в Саратове не единичный: первые слушанья по иску к другому агентству должны состояться в начале мая", - рассказала директор саратовского турагентства.

Эксперты уже выражали опасения, что приостановка деятельности "Ланта-тур" и тот факт, что финансового обеспечения компании хватило лишь на половину выплат, могут повлечь за собой банкротства турагентств, с которых клиенты будут требовать деньги.

Как пояснила руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова, по закону турист имеет право подавать иск и к исполнителю, и к производителю турпродукта. Никакие указанные в договоре сроки о снятии ответственности с продавца услуги в данном случае не действуют: ответчик будет обязан предстать перед судом.

"В случае с "Ланта-тур вояж" страховая компания повела себя ответственно. Был составлен реестр пострадавших, производятся выплаты. Однако суммы финансовой гарантии не хватило для покрытия затрат всех туристов. Действуя согласно нормам закона, страховщик посчитал пропорцию, в соответствии с которой сейчас производятся выплаты. То, что фингарантии не хватает - пробел закона, а не вина агентства, которое передало туроператору всю сумму, полученную от туристов", - отметила Ефремова.

Она добавила, что предсказать, какое решение вынесет суд, сложно. Но если договор с туристом составлен правильно, есть возможность доказать в суде, что агентство не совершало против потребителя никаких противоправных действий.

Госдума 24 апреля рассмотрит во втором чтении поправки в закон о туристской деятельности, предусматривающие ужесточение ответственности туроператоров перед своими клиентами. В частности, предусматривается увеличение размера финансовых гарантий туроператоров. Размер финобеспечения для туроператоров с годовой выручкой до 100 миллионов рублей составит 30% от выручки, но не менее 30 миллионов рублей. Если выручка выше 100 миллионов рублей, то размер обеспечения должен составлять 12%, но также не менее 30 миллионов рублей.