Год без Мубарака изменил жизнь египтян
11 февраля 2012 года

Египет в субботу отмечает первую годовщину отречения от власти президента Хосни Мубарака, правившего до этого почти 30 лет.

Уход лидера из власти, которому предшествовали 18 дней массовых демонстраций и беспорядков, привел не только к политическим потрясениям, но и изменил устоявшийся за три десятилетия уклад жизни египтян.

БОЛЬШЕ НЕТ ФАРАОНА

В Египте - стране с преимущественно молодым населением, значительная часть граждан жила только при одном президенте - Мубараке. Как пишет "Аль-Ахрам", окружение главы государства пыталось сделать из него "подобие всемогущего фараона". Действительно, фотографии Мубарака не сходили со страниц газет, кадры с экс-президентом постоянно открывали выпуски новостей местных каналов, в честь главы государства называли улицы, районы, стации общественного транспорта.

Теперь же, если Мубарак и попадает на страницы газет, то только в контексте судебного процесса, на котором его обвиняют в расстреле демонстрантов и коррупции. А египетские СМИ называют его "сверженным президентом", часто даже не упоминая фамилию.

В то же время многие египтяне признаются, что не могут сдержать слезы, когда наблюдают бывшего лидера самой большой страны арабского мира на носилках за решеткой в зале суда. "Страна без президента потеряна, мы как сироты. Да и дети потеряли какое-либо уважение к старшим, во всем пытаются навязать только свое мнение", - говорит 50-летний водитель такси Хамди.

85 МИЛЛИОНОВ ПОЛИТИКОВ

Политический застой, фактическая монополия правящей при Мубараке Национально - демократической партии (НДП) привели к политической пассивности большей части населения. Избирательные участки на выборах оставались пустыми, в партии шли, в основном для престижа или для того, чтобы получить повышение по службе.

Однако после 25 января все изменилось. Теперь политикой интересуется большинство граждан 85-миллионного Египта, на избирательных участках выстраиваются огромные очереди. "Все пытаются понять, что происходит в политике и даже поучаствовать. У меня все спрашивают, даже в общественном транспорте, что такое либерализм?", - говорит египетский журналист Хазем Мухаммед. По его словам, теперь всех политически активных египтян можно разбить на два лагеря - те, кто за стабильность, и те, кто за продолжение революции.

БЕЗОПАСНЫЙ ЕГИПЕТ В ПРОШЛОМ

Сейчас принято говорить, что во времена Мубарака Египет был "полицейским государством", и что силы МВД обслуживали интересы режима, а не простого народа. Однако последние годы Египет считался одним из самых безопасных государств, что обеспечивало приток порядка 13 миллионов иностранных туристов ежегодно. Улицы египетских городов, особенно курортов, оставались безопасными в любое время суток.

Сейчас о безопасности остались только воспоминания. Грабежи банков, воровство, нападения на дорогах стали привычным делом за последний год. В Каире появились анклавы, в том числе знаменитая на весь мир площадь Тахрир, куда полиция и военные вообще предпочитают не заходить.

Из-за участившихся угонов автотранспорта, страховые компании поднимают ставки. В Каире и других египетских городах все большим спросом пользуются системы автомобильных сигнализаций, в которых еще год назад практически не было никакой надобности. "Это настоящий беспредел, но беспредел скорее духовный, чем преступный", - говорит владелица ювелирного салона Мона. По ее словам, из-за отсутствия сильной власти, многие совершают преступления и чувствуют при этом полную безнаказанность.

ИСЛАМИСТЫ НАЧИНАЮТ "ЗАТЯГИВАТЬ ГАЙКИ"

Как и ожидалось, на первых свободных выборах после падения режима Мубарака победу одержали исламисты. Пока они контролируют только законодательную власть, но уже заявляют о стремлении сформировать коалиционное правительство. Тем временем, СМИ Египта уже бьют тревогу. В Университете Айн-Шамс исламисты из числа студентов сорвали съемки фильма, так как решили, что актрисы носят слишком короткие юбки. Ранее знаменитый египетский комедийный актер Адиль Имам был заочно приговорен судом Каира к трем месяцам тюремного заключения и штрафу в тысячу египетских фунтов (166 долларов) за роли, которые он сыграл в кино и на театральной сцене, и которые суд расценил как "порочащие ислам". В новом парламенте депутаты выступают за перерывы на молитву.

ПРИДЕТСЯ ЗАТЯНУТЬ ПОЯСА

До событий 25 января львиная доля инвестиций на Ближнем Востоке шла именно в Египет, благодаря стабильности и предсказуемости правительства Мубарака. Больше всего инвесторов привлекали такие секторы экономики как туризм, телекоммуникации, недвижимость.

Экономический рост в Египет составлял 5-7% в течение нескольких лет. Однако доходы распределялись крайне неравномерно, что привело к возникновению большой пропасти в уровне жизни богатых и бедных египтян.

После падения режима Мубарака, иностранные инвесторы начали выводить свои средства из Египта. Туристический поток сократился на треть, остановились заводы и фабрики. В результате дефицит бюджета составил порядка 18 миллиардов долларов.

Когда Мубарак покинул власть, золотовалютный резерв составлял 36 миллиардов долларов. Всего за год власти потратили почти 20 миллиардов, оставшихся 16 хватит лишь на несколько месяцев. Правительство намерено сокращать расходы, возможно, придется отменять дотации на социально значимые товары - бензин и хлеб. Это, в свою очередь, может привести к новым народным волнениям.