Рождество Христово в Православной церкви
7 января 2012 года
Один из главных праздников - Рождество Христово - отмечает в субботу Православная церковь.
Ниже приводится справочная информация.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлеем. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. Безболезненно родившая младенца пресвятая Дева Мария спеленала его и положила в ясли - кормушку для скота.
Но среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился ангел и сказал: "Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился спаситель мира - Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях".
И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда ангелы исчезли, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось. И, поспешив, они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и младенец, лежащий в яслях. Пастухи рассказали святому семейству о том, что было возвещено им о младенце.
В это время, согласно Евангелию от Матфея, с дарами к младенцу шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий царь мира. Волхвы - по преданию их называли Гаспар, Мельхиор и Валтасар - направились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал их к себе. Он выведал у волхвов время появления звезды - возможный возраст будущего царя, которого он опасался как соперника своему царствованию. Ирод лицемерно просил, чтобы волхвы известили о месте рождения младенца, "чтобы и мне пойти поклониться ему".
Следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.
Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с пресвятой Девой Марией и младенцем в Египет, где семейство и находилось до смерти Ирода.
В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник - Рождество Христово. Начало его празднования относится ко временам апостолов. В апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (от марта).
В первые три века новой эры во время гонения христиан в некоторых церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 19 января (6 января по старому стилю) под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день своего рождения.
Дата Рождества - 25 декабря - принята церковью с IV века. До 70-х годов I века подавляющее большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения спасителя не поднимался, потому что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. Ко II-III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать этот день как один из главных христианских праздников.
В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю - по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января - по новому григорианскому стилю.
Праздник Рождества Христова предваряет рождественский пост, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело - воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю). Последний день рождественского поста - навечерие Рождества, рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К сочельнику храмы украшают по-праздничному - еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.
Поскольку праздничная вечерня уже была отслужена, всенощное бдение начинается с радостного возгласа пророка Исаии: "С нами Бог!" Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется один из самых красивых канонов в православном богослужении: "Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!"
Заключает празднование Рождества Христова божественная литургия - богослужение, на котором совершается таинство причащения.
На следующий день совершается празднование собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Божию Матерь, церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным боговоплощение. Праздник собора Пресвятой Богородицы в христианской традиции является наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом ее церковного почитания.
Период от Рождества Христова до Крещения называют святыми днями или святками. По сути, это продолжение праздника Рождества.
К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками.
В праздник после богослужения разговлялись всевозможными мясными и рыбными закусками, заливным и запеченным гусем с яблоками. Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку - горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую - жареным картофелем. На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать - петь народные песни о Рождестве Христовом.
С 1917 года в атеистическом советском государстве Рождество Христово не только праздновать, но и упоминать запрещалось. Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.
В 1990 году в связи с обращением патриарха Московского и всея Руси Алексия II и уважая религиозные чувства верующих, Верховный Совет РСФСР объявил Рождество Христово нерабочим днем. Постановление начало действовать с 14 января 1991 года, таким образом, признав Рождество Христово официальным праздничным днем.